центральная страница
Союз Темных Практиков

 





Экстатические состояния.

автор: Ginta

1. Что такое «экстатическое состояние (ЭС)»?

Экстаз — особое психофизиологическое состояние, сопровождавшееся судорогами, бессвязными криками, глоссолалией, а иногда и комой (западные исследователи обычно усматривали в этом симптомы эпилепсии или истерии), - воспринималось как явственный признак вхождения в мир духов.

Во времена первобытности - времена доминирования телесных, динамичных, по преимуществу массовых ритуалов, - тело играло роль "моста" между окружающим миром и сакральными мирами, было главным проводником религиозного опыта. Достаточно вспомнить о значимости ритуальных магических танцев (военных, охотничьих), имеющих экстатический характер. На этапе возникновения шаманизма уже достаточно четко оформилось представление об экстазе как способе непосредственного контакта человека с миром духов. Во время шаманских камланий шаман, один или с группой соплеменников, входя в состояние экстаза с помощью психоделиков/танца/пения выполнял роль посредника между людьми и духами, и осуществлял различные магические действия (исцеления/обеспечение удачной охоты/прорицание будущего/et cetera). Многие "примитивные" народы, например, считают, что практически каждый нормальный взрослый человек способен входить в транс или может стать одержимым богом, тот же, кто не способен на это, считается психологическим калекой.

2. Условия появления ЭС.

- «пассивное состояние ума», при котором активное мышление сведено до минимума: «мистические» состояния или состояния откровения («сатори», «нирвана»), состояние сонливости, состояния между сном и бодрствованием, состояния абсолютного расслабления.

- Ослабление чувствительности или дефицит движений: например, одиночное заключение, долгое нахождение в море или в пустыне.

- Повышение чувствительности, двигательной активности или эмоций: травмы, состояния паники и гнева.

- Психическая вовлеченность: длительное состояние бдительности при сторожевой работе, пламенная молитва, интенсивная психическая поглощенность задачей - чтением, письмом или решением проблем.

- Влияние физиологических факторов: например, дефицит сна или пищи.

- Употребление наркотических веществ или резкое прекращение их приёма, например, алкоголя, иногда вызывает интоксикацию, сопровождающийся лихорадкой.

3. Основные признаки ЭС.

- Изменения в мышлении. Это нарушения концентрации внимания, памяти и суждений. Человек практически на способен мыслить, искажается восприятие реальности. Происходит стирание различий между причиной и следствием, сильно выражена двойственность переживаний.

- Нарушение чувства времени. Это выражается в виде чувства безвременья, остановки, ускорения или замедления времени и т.д. Время также может восприниматься как бесконечное, несуществующее или не поддающееся измерению.

- Потеря контроля над телом, разумом или окружающей действительностью.

- Изменения эмоций. Происходят внезапные вспышки более интенсивных, чем в нормальном состоянии, эмоций. Возникают крайние эмоциональные состояния - от экстаза до глубокого страха и депрессии.

- Галлюцинации.

- Нарушение чувства границ. Чувство разделения тела и души, потери самоосознания или размывание границ между собой и другими, миром или вселенной. Также может не только показаться, что разные части тела увеличились, уменьшились, потеряли вес, потяжелели, отделились от тела, приняли необычный или смешной вид, но и появиться спонтанное ощущение головокружения, неясности зрения, оцепенения и потери чувствительности.

«Откровения». :) Опыт «абсолютного понимания», озарения и инсайта - эмоциональные переживания, имеют мало отношения к объективной "правде" содержания этого опыта.

Чувство невыразимости. Иногда из-за уникальности опыта бессмысленно или невозможно передать его тому, кто не испытывал подобных переживаний.

4. Функции ЭС.

«Неадаптивные выражения. Проявления этих ИСС могут представлять:
а) попытки разрешения эмоционального конфликта (например, реакции бегства, амнезии, травматические неврозы);
б) бегство от ответственности и внутреннего напряжения (например, использование наркотиков, алкоголя);
в) органические поражения или нейрофизиологические нарушения (например, токсические состояния);
г) неосторожные и потенциально опасные реакции на определенные стимулы (например, гипноз от автострады, монотонная длительная сторожевая работа).

Адаптивные выражения. Человек использует различные ИСС, чтобы излечиться от болезней, получить новое знание или опыт, выразить психическое напряжение или освободиться от конфликта, не подвергая опасности себя или других, и функционировать в социуме более адекватно и конструктивно» (с)

5. ЭС в религиозном опыте разных систем.

1. «Христианство, последовательно искореняя языческие культы и ритуалы, в том числе и экстатические, старалось не допускать и спонтанного массового религиозного экстаза мирян во время богослужения. В христианском мире эти запреты имели, безусловно, более жесткий характер, чем на Востоке, благодаря рано оформившемуся институту церкви и четко разработанной догматике. Однако, в монашеской среде, где мистицизм обрел много сторонников и образовал мощную, богатую традицию, противопоставленную схоластике, активно развивались традиции платоновского понимания экстаза как восторженного созерцания, основанного на полной отрешенности от тела.

Тем не менее экстатические состояния в их телесной форме в Западной Европе возникали спонтанно, сливаясь с массовыми психозами, а также во время народных празднеств с участием гистрионов, карнавалов и пародийных месс, в которых совмещались языческие и христианские черты. К этим празднествам освобождения тела, в обычной жизни скованного строгими нормами христианской морали, католическая церковь относилась весьма толерантно, достаточно четко осознавая их компенсаторный характер. В послании парижских богословов XII в. говорилось следующее: "Все мы, люди, —плохо сколоченные бочки, которые лопнут от вина мудрости, если это вино будет находиться в непрерывном брожении благоговения и страха Божьего". Однако при этом церковь ограничивала число таких празднеств (2 — 3 в год) и контролировала их проведение (пародийные мессы осуществлялись под руководством низшего духовенства)» (с) А.А. Пелипенко, В.М. Хачатурян: «Измененные состояния изменяющегося субъекта в контексте кризиса логоцентризма».

2. «Танец дервишей – это просто круженье, танцующие почти не делают движений руками. Продолжается танец – «сама» – не меньше десяти минут, и оторваться от этого зрелища невозможно.

Традиция восходит к XIII веку, когда суфии под началом Джелаладдина Руми, персидского философа и поэта, предаваясь молитве и аскезе, познавали бога.

Но одаренный Джелаладдин Руми нашел путь, который и до сих пор смущает ортодоксальных богословов, – путь музыки и танца. Танец дервишей был изначально храмовым ритуалом, действом для посвященных. Чтобы быть допущенным к сама, монах три года проводил в монастыре, в жесткой аскезе: первый год он служил ближним, второй – Аллаху, и третий совершенствовал свою душу.

Но так получилось, что закрытый ритуал оказался чрезвычайно зрелищен, в нем очевидна и художественная ценность. Вихрь, создаваемый кружением дервишей, ритмичная музыка, гипнотизируют, захватывают зрителя. Созерцая танец, он получает некую весть о мире. Поэтому танец-молитву персидских суфиев сейчас активно исполняют в Турции на сцене, и ежегодно на могиле Руми проводят фестиваль дервишей.

Ни у какого другого танца нет столь странного костюма. Дервиши танцуют в высоких красных шапках, белых длинных платьях с очень широкой юбкой, а черную накидку сбрасывают в начале танца. Но вот каков смысл наряда: белое одеянье символизирует саван, шапка – могильную плиту, а накидка – гробовые покровы. Танец дервищей – это размышление о мире, драма смерти и возрождения, недаром бренные гробовые покровы сброшены в самом начале.

Значимо и положение танцующих на сцене: они собираются кругом, в центре которого – главный дервиш. Не такая уж редкая расстановка, но в случае сама она символизирует Солнце и планеты, и в этом космическом танце дервиши соединяют небо и Землю: для этого одна ладонь распростертых рук обращена кверху, а другая – книзу.

В экстатическом трансовом состоянии, закинув голову, дервиши могут кружиться так долго, как, кажется, не в человеческих силах. Вот, как будто, танец окончен, дервиши падают на колени. Но – музыка вступает снова, и кружение будет продолжаться.

После нескольких часов вращения танцоры входят в транс, и им уже кажется, что весь мир вращается вокруг них, а не наоборот. Этот транс символизирует окончательное единение с Аллахом.

В результате применения описанных приемов и техник у суфия наступает такое состояние сознания, для которого характерны «опустошенность», «бессодержательность», «беспредметность». Происходит временное опустошение функций всех психических подсистем; сознание остается, но нет объекта сознания и нет сознаваемого. Это позволяет мусульманским мистикам говорить о мистическом опыте именно как об опыте единения, растворения в Боге. Появление такого состояния сознания происходит как бы внезапно, толчком, хотя и является определенной стадией тщательно разработанного процесса познания» (с)

3. «Культ Диониса, согласно традиционной точке зрения (ряд исследователей придерживаются точки зрения о его крито-микенском происхождении) проник в Грецию из Фракии или Фригии приблизительно в VIII в. до н.э., в эпоху перехода от "темных веков" к новому подъему греческой цивилизации. Его распространение шло медленно. Сопротивление объяснялось тем, что поклонение богу-чужеземцу разительно отличалось от привычных обрядов и представлений о характере общения человека с богами. Вакханалии, описанные уже в V в. до н.э. Еврипидом в его знаменитой трагедии "Вакханки" (первая постановка в 406 г. до н.э.), были связаны с отрицанием общепринятых норм поведения и этики (разрывание и пожирание сырого мяса, каннибализм, агрессия по отношению к окружающим или тем, кто не хотел принимать дионисийский культ), помрачением рассудка (манией), которая давала кратковременное блаженное ощущение слияния с богом и наполненности божественной силой. В VI в. до н.э. к вакханалиям добавились столь же отягощенные архаическим наследием празднества в честь Диониса-Загрея, согласно мифу растерзанного и съеденного титанами, а еще позже - в честь Диониса, отождествленного с фракийским богом Сабазием.

В духовной жизни древнегреческого общества происходили качественные трансформации, позволяющие говорить о вступлении его в осевое время 14. При этом экстатически-оргиастические культы и ритуалы, с одной стороны, были отчасти взяты под контроль государства, с другой — им противостояли новые, более утонченные представления об экстазе как способе приобщения к сфере божественного. Однако все это отнюдь не отменяло их существования. Архаическое начало заявляло о себе весьма активно и отчетливо выражало свой амбивалетный — отрицающий культуру и культурообразующий — характер.

Весьма показательные примеры дает также история проникновения экстатически-оргиастических культов в Рим — процесс, который начался еще в эпоху Республики. Римляне, отличавшиеся рационализмом и прагматизмом своих религиозных представлений, тем не менее, быстро и вполне органично приняли культ Кибелы, который был введен в 204 г. до н.э. с целью одержать победу над Карфагеном, и дионисийские празднества. В 186 г. до н.э. в Риме началось знаменитое расследование по "Делу о Вакханалиях", описанное Титом Ливием. Выяснилось, что тайные ритуалы распространились по всей Италии. Собрания сопровождались разнузданными оргиями и человеческими жертвоприношениями. Сенат, опасаясь, что подобные церемонии будут способствовать развращению юношества, постановил запретить вакханалии и репрессировать их участников (посвященных было около 7 тыс. человек). Однако впоследствии были сделаны послабления: вакханалии разрешили проводить под строгим присмотром властей. С помощью таких же полумер римские власти пытались контролировать и оргиастические празднества в честь Венеры Эруцины (была отменена священная проституция) и Кибелы (евнухи-жрецы могли вербоваться только среди чужестранцев-пиллигримов)» (с) А.А. Пелипенко, В.М. Хачатурян: «Измененные состояния изменяющегося субъекта в контексте кризиса логоцентризма».

4. Шаманизм.
«..За ритуалом инициации следует ознакомление шамана с его духами-помощниками, наделяющими его силами, и надевание церемониального облачения (шаманского костюма) со сложной космотеологической и психотехнической символикой, которой мы здесь не будем касаться в связи с удаленностью данной темы от нашей проблематики 17. Поэтому перейдем к краткому рассмотрению сущности шаманской психотехники — камланию (от тюркского слова кам — «шаман»). Иногда это событие предполагает многодневный публичный праздник, иногда шаман совершает свое первое камлание в уединении, в присутствии только своего учителя. В отдельных случаях такое подтверждение достоинства шамана включает в себя различные испытания, как это бывает у тунгусо-маньчжурских народов. Маньчжурский шаман, например, должен без какого-либо вреда для себя пройти по горячим углям, демонстрируя нечувствительность к жару. Проводится и противоположное испытание: в разгар зимних морозов во льду делают девять отверстий (по типу прорубей) и шаман (видимо, обнаженный) должен влезть в одну прорубь и вылезти из второй, влезть в третью и так далее, вплоть до девятой. Цель испытания — проверить, обладает ли шаман способностью производить внутренний жар, нечто вроде психического тепла (туммо), обретаемого в процессе чунда-йоги адептами тибетской буддийской школы кагью-па (каджуд-па), так называемыми репа (рес-па). Вообще следует отметить, что шаманская психотехника предполагает достижение шаманом высокой степени контроля над своими психосоматическими функциями. Известно (и это засвидетельствовано таким авторитетнейшим ученым, как С.М. Широкогоров), что во время камлания шаманы совершают прыжки экстраординарной высоты (это объясняется шаманистами легкостью тела камлающего шамана, приобретающего способность к левитации, причем ритуальное облачение шамана может весить до 30 кг; между тем люди, на которых шаман вскакивал во время камлания, утверждали, что не чувствовали его тяжести), демонстрируют сверхчеловеческую силу, неуязвимость (шаман протыкает себя ножами или мечами, не чувствуя боли и не обнаруживая никаких признаков кровотечения), ходят, не получая ожогов, по горящим углям и т. п.

Перед камланием шаман готовит нужные ему ритуальные предметы — изображение лодки, фигурки духов-помощников и т. п., а также шаманский бубен. После жертвоприношения лося происходит созывание духов-помощников. Затем шаман курит, пьет стакан водки и начинает шаманскую пляску, постепенно вводя себя в экстатическое состояние, завершающееся потерей сознания и каталепсией. В лицо шаману брызгают три раза жертвенной кровью и приводят его в чувство. Шаман начинает говорить не своим, высоким голосом и отвечать на вопросы присутствующих. Считается, что это отвечает вселившийся в тело шамана дух, тогда как сам шаман находится в подземном мире (что свидетельствует о своеобразном феномене раздвоения личности). Через некоторое время шаман «возвращается» в свое тело, и его встречают восторженные крики присутствующих. Эта часть камлания занимает около двух часов.
Третья часть камлания начинается после 2—3-часового перерыва и заключается в выражении шаманом благодарности духам.
Интересно, что если во время камлания в тело шамана вселяется зооморфный дух (например, в одном случае, описанном Широкогоровым, — волк), то шаман ведет себя соответствующим образом, отождествляясь с этим животным на этапе раздвоения личности» (с) Торчинов Е.А. «Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния»

9bbcdf74713ccde524e189a7e5bd7349--art-production-psy-art

 

Связанные Страницы


 
©2018 О.Д.А Союз тёмных практиков
 Союз практиков    Искусство Некромантии    Темный Путь    КУЛЬТ ДРЕВНИХ    Дракон за горой    Девятое Зло    Чёрная Книга