центральная страница
Союз Темных Практиков

 





Тотем

Автор - Вероника Гекса и Irina Silith

О термине

Тотемизм – это система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом, чаще всего животным или растением. К тотему относились как в предку и покровителю, который оберегает своих родственников и помогает им. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, насекомое или растение. Затем – достаточно было его реалистичного изображения, а позже тотем мог обозначаться символически. Тотем почитался, но не обожествлялся.
Термин тотем впервые употребил Лонгом в 1791 году, заимствовав у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem дословно означает «род его» и обозначает название, знак, герб клана, а также название животного, вокруг которого выстроен культ.

Что может быть тотемом
На первом этапе развития тотемизм был связан с растениями и животными, которые помогали человеку выживать, и предполагал употребление тотема в пищу, помимо почитания. Более поздняя форма тотемизма приобрела форму кровно-родственных отношений. Каждый род как правило носил имя своего тотема, но встречались специализированные гендерные тотемы: так, в рамках одного племени мужчины считали своим предком одно животное, а женщины – другое. Выбор тотема однозначно связан с флорой и фауной конкретной местности. 

В качестве тотема могут выступать ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо (Африка), даже части отдельных животных или растений, например, голова черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п., но чаще всего — классы животных и растений. Так, например, северо-американское племя оджибва состоит из 23-х родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и т. д.); в Гане в Африке тотемами служат смоковница и стебель маиса. В Австралии, где тотемизм особенно процветает, даже вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное население. Так, у австралийцев из Маунт-Гамбир к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи — рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д.; у племён в Порт Маккай солнце относится к тотему кенгуру, луна — к тотему аллигатора.

Почитание
Распространено высказывание почтения при встрече с тотемом. Например, при встрече с тотемом, а в некоторых местах — даже при выставлении напоказ знака тотема, его приветствуют, отвешивают ему поклоны, бросают перед ним ценные вещи и вообще всячески радуются.
Почитание тотема часто выражается в табу; иногда избегают даже прикасаться к нему, смотреть на него (бечуаны в Африке). Если это животное, то могут избегать убивать его, употреблять в пищу, одеваться в его шкуру; если это дерево или другое растение — избегают рубить его, употреблять на топливо, есть плоды его и даже иногда садиться в тени его. С другой стороны – также распространено использование мертвых частей тотема для получения его покровительства за счет более тесной связи.

Убийство тотема
Тотем помогал четко разграничивать родственную группу на своих и чужих. Часто предполагал реинкарнацию – посмертно представитель тотема мог превратиться в тотем. Распространены обращения к тотема со словами «наш старший брат», «наш отец».
У рода бизонов племени омаха (Северная Америка) умирающего заворачивали в шкуру бизона, лицо окрашивали в цвет тотема и обращались к нему так: «Ты идёшь к бизонам! Ты идёшь к своим предкам! Будь крепок!» У индейского племени зуньи, когда приносят в дом тотемное животное — черепаху, её приветствуют со слезами на глазах: «О бедный погибший сын, отец, сестра, брат, дед! Кто знает, кто ты?»
Племена залива Карпентария, при виде убийства своего тотема, говорят: «Почему убили этого человека: это мой отец, мой брат и т. д.?» В Австралии, где существуют половые тотемы, женщины считают представителей своего тотема своими сёстрами, мужчины — братьями, а тех и других — своими общими родоначальниками.
У многих племён убийство тотема чужеродцем требует такой же мести, или виры, как убийство сородича. В Британской Колумбии очевидцы такого убийства прячут лицо от стыда и потом требуют виры. Аналогично, в древнем Египте непрестанные кровавые распри между номами возникали по поводу убийства тотемов.
Австралия. При нахождении трупа тотемного животного выражают соболезнование и устраивают ему торжественные похороны. Даже племена, допускающие употребление в пищу тотема, стараются употреблять его в умеренном количестве (центр. Австралия), избегают убивать его во сне и обязательно дают животному возможность спастись. Австралийцы из Маунт-Гамбир убивают тотемное животное только в случае голода и при этом выражают сожаление, что убили «своего друга, свою плоть».

Покровительство тотема
Для получения благосклонности своего тотема, тотемисты употребляют самые разнообразные средства. Прежде всего он стараются приблизиться к нему внешним уподоблением. Так, у племени омаха мальчики рода бизона завивают на голове два локона волос, наподобие рогов тотема, а род черепаха оставляет 6 локонов, в уподобление ногам, голове и хвосту этого животного. Botoka (Африка) выбивают верхние передние зубы, чтобы уподобиться быку, своему тотему и т. д. Торжественные пляски часто имеют целью подражание движениям и звукам тотемного животного.
Согласно традиционным представлениям, тотемное животное сохраняет особые отношения с этнической группой и не причиняет вреда людям, связанным с ним через тотемное родство. Так, если тотем является опасным хищником, он обязательно должен щадить единокровный род. В Африке у родов тотема змея новорождённых подвергают особому испытанию змеёй: если змея не тронет ребёнка, он считается законным, в противном случае его убивают как чужеродного. У бечуанов, тотемом которых служит крокодил, так велико убеждение в его благосклонности, что если человека укусил крокодил, если даже на него брызнула вода от удара хвостом крокодила по воде, он изгоняется из рода, как явно незаконный член его.

Забота о тотеме
Племена также могли заботиться о тотеме, помогая ему размножаться.
Важным средством для использования сверхъестественного покровительства тотема считается постоянное близкое присутствие его. Поэтому часто тотемные животные откармливаются в пленении, например, у горцев Формозы, которые содержат в клетках змею и леопарда, или на о-ве Самоа, где держат при домах угрей.

Употребление тотема в пищу
Обычно в тотемизме присутствует запрет на употребление тотема в пищу и нанесение вреда. Табу на убийство или нанесение вреда, однако, часто уживается с ритуальным убийством тотема и его последующим пожиранием: человек, поедая частицу тотема и выпивая его кровь, обретал его свойства. Так, эвенки раз в год убивали свой тотем белого медведя, а затем поедали еще теплые кусочки мяса, обмакивая их в кровь. Предполагалось, что такой ритуал усилит связь с тотемом. Пойманные в качестве жертвы тотем выращивался до взрослого возраста, относились к нему с почтением. Перед ритуалом к тотему обращались и сообщали, что вскоре лишат жизни, и просили не гневаться. Тотем просили отправиться к предкам и затем вернуться, а находясь в потустороннем мире рассказать о людях много хорошего и заручиться помощью для них. Животное убивали в соответствии со строгими ритуальными предписаниями и затем поедали.

Тотем как учитель практика
Тотем – это способ мира обучать практика. Тотемом может выступать любое животное, растение или предмет, который присутствует в мире. Вряд ли тотемом может выступать мифическое или вымершее существо.
Каждый человек рождается с определенным потенциалом. Если человек может перенять ключевые качества своего тотема, это поможет ему раскрыть себя максимально полно и действовать предельно эффективно. Тотем определяют самостоятельно при помощи специального ритуала или при помощи более опытного практика. Обычно он один, но у некоторых людей их может быть и больше. Множество тотемов считается не очень хорошим признаком – человеку недостает слишком многих качеств, их так много, что они не вмещаются в один тотем.
Тотем никак не связан с личными симпатиями. Человек может восхищаться волками, но на деле иметь своим тотемом, например, мышь.

Обычно за тотемом наблюдают и делают выводы о его качествах. Часто тотем держат в качестве домашнего животного. Обычно стараются избегать убийства представителя своего тотема (с моей точки зрения – нежелательно, но почему бы и нет, если тотем по своей природе убивает себе подобных и это требуется для достижения конкретных колдовских целей – прим. Гекса).
На мой взгляд, в основе работы с тотемом – осознание своих личных качеств как отражения свойств тотема и понимание всей полноты свойств тотема как некого итога, к которому следует прийти. Вокруг этого выстраиваются уже конкретные приемы: подражание, отождествление и прочие методы, используемые в тотемизме различными племенами и приводимые в данной работе в виде примеров.
В течение жизни тотем может меняться – если человек полностью перенял его свойства.

 

 

 

 

 

Связанные Страницы


 
©2018 О.Д.А Союз тёмных практиков
 Союз практиков    Искусство Некромантии    Темный Путь    КУЛЬТ ДРЕВНИХ    Дракон за горой    Девятое Зло    Чёрная Книга